МАОУ ООШ №66 Г. Томска
деревня Эушта, город Томск, Томская область
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА До-ми-солька «Фантазия»

    Современная образовательная среда — это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

    Направленность: художественная 

    Новизна образовательной программы:
    Особенностью данной программы является ее интерактивность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса.
    Программа имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека – от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины.  Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию музыкальной культуры.

    Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно — интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие.

    За период обучения программе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а так же учатся понимать произведения композиторов – классиков и наших современников.
    Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

    • Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии:
    • целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями;
    • учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников; 
    • мотивации детской деятельности;
    • отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка; 
    • включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух; 
    • поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций.

    Актуальность
    В настоящее время, когда широко распространяется идея личностно - ориентированного подхода в образовании, необходимо, чтобы обучение вокальному мастерству обеспечивало существенное изменение позиции обучающегося в учебно-воспитательном процессе и развивало в каждом ученике чувство успешности. Психологи утверждают, что такие педагогические проекты положительно влияют на самооценку и самоуважение ребёнка. А в дальнейшем такое обучение создаст благодатную почву для заполнения досуга как подросткового, так и юношеского возраста и послужит основой воспитания и формирования эстетического вкуса подрастающего поколения.

    Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учет личностного опыта школьников, их склонностей, интересов, развитие способностей; направлен на воспитание креативной и творческой личности. Кружковая деятельность является дополнительным механизмом для создания условий развития и самореализации обучающихся, а также способом достижения результата освоения основной образовательной программы на базовом и углубленном уровнях.

    Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки, развитие творческих способностей. Занятия кружковой деятельности призваны помочь учителю в реализации этих задач.

    Кружковая работа– прекрасное расширение инфраструктуры школы. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, в данном случае, предмета «Музыка». Программа вокального кружка не только помогает достижению результатов по данному предмету, а также обеспечивает его углублённое изучение. Основным предметом обучения на занятиях кружка является пение - самый доступный и активный вид творческой деятельности.

    Фундаментальное ядро содержания общего образования определяет систему базовых национальных ценностей, характеризующих самосознание российского народа, отношение человека к семье, обществу, государству, базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально - исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Основная идея – конкретизировать содержание федерального компонента с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, а также удовлетворить познавательные интересы школьников.

    Программа вокального кружка «Фантазия» разработана на основе типовых программ, Д. Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. «Детский академический хор»; С.Н.Кравченко «Постановка певческого голоса».

    Целью изучения курса является оптимальное, индивидуальное певческое развитие каждого участника, формирование его певческой культуры и культуры музицирования.

    Задачи курса:

    1. Сформировать опыт сольного и ансамблевого исполнительства, на основе развития певческого голоса.
    2. Накопление вокально-хоровых навыков, культуры коллективного творчества.
    3. Способствовать развитию музыкального кругозора, музыкального мышления.
    4. Развить музыкальную память, внимание, чувство ритма.
    5. Сформировать бережное отношение детей к своему голосу.
    6. Восстановление эмоционально-энергетического тонуса, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
    7. Воспитание художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств, любви к Родине, к своему народу.

    Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
    Возраст детей 8-15 лет. Это учащиеся 5-9 классов. Небольшая разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в вокальном кружке. 
    Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.

    Режим занятий.
    Общее количество часов в год – 216 часов.
    Количество часов в неделю – 6 занятия.( по 1 часу в каждом классе)
    Формы организации образовательного процесса: групповые и индивидуальные занятия.

    Виды занятий:
    В практике обучения пению в хоре используются дидактические методы, классифицируемые в педагогике по источнику получения информации и характеру деятельности: 

    • словесные (беседа, объяснения, сравнения и др.); 
    • наглядно-слуховые (демонстрация правильного и неправильного пения, слуховой анализ и др.); 
    • практические методы (упражнения – ритмические, мелодические, гармонические, вокально-музыкальная импровизация и др.).

    Среди специальных вокально-хоровых методов следует выделить: 

    • фонетический метод (воздействие на голосообразование посредством использования отдельных звуков речи и слогов); 
    • концентрический (метод М. И. Глинки, основанный на постепенном развитии певческого голоса вверх и вниз от примарных тонов);
    • фонопедический (метод В. В. Емельянова, позволяющий использовать в работе над постановкой голоса звуки доречевой коммуникации).

    Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка. 

    Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
    Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

    Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка. 

    Прогнозируемые результаты и способы их проверки

    Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.
    В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
    Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

    Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда, тружениками села. 

    Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
    1. Певческая установка
    0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
    2. Дыхание
    Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
    1.вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);    
    2.после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
    3.выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
    С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным. 
    К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьесберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
    Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V. 
    3.Артикуляционные задачи. 
    Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением ротоглоточного аппарата.
    При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
    Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:
    а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
    б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
    в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
    г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
    Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
    Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.
    4. Выработка подвижности голоса. 
    Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
    5. Расширение певческого диапазона детей.
    Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения. 
    6. Развитие чувства метроритма. 
    Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.
    7. Выразительность и эмоциональность исполнения. 
    Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. 
    Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
    8. Работа над чистотой интонирования. 
    В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
    9. Формирование чувства ансамбля. 
    В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
    10. Формирование сценической культуры. 
    Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
    Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

    В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:

    1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
    2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
    3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
    4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
    5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
    6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.

    Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

    • овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
    • овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

    Метапредметными результатами являются:

    • овладение способами решения поискового и творческого характера;
    • культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
    • приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

    Личностными результатами занятий являются:

    • формирование эстетических потребностей, ценностей;
    • развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
    • развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
    • бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

    А также:

    • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
    • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
    • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
    • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
    • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.

    Основные способы и формы работы с детьми: 

    • индивидуальные и групповые, 
    • теоретические и практические. 

    Конкретные формы занятий вокального кружка: 

    • учебные занятия, 
    • беседы, 
    • игры, 
    • концерты.

    Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные

    Форма контроля и подведение итогов.

    Критерием оценки считается качество звука, свобода при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки правильного дыхания, дикции, артикуляции.

    Результатами подведения итогов реализации данной программы являются:

    • выступления на общешкольных концертах и праздниках;
    • участие в конкурсах;
    • выступления на сельских и районных праздниках.
       

    Содержание программы

    Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.

    Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков: 
    1. Работа над певческой установкой и дыханием. 
    Теория: Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании). 
    Практика: Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). 

    2. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. 
    Теория: Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
    Практика: Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нон легато и легато. 

    3. Работа над дикцией и артикуляцией.
    Теория: Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). 
    Практика Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое вываривание согласных. 

    4. Формирование чувства ансамбля.
    Теория: Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. 
    Практика Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

    5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой 
    Теория: Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене.
    Практика С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

    Организационно – педагогическое обеспечение программы      

    Материально – техническое обеспечение программы:
    Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
    Материально-техническое обеспечение:

    Требования к помещению:

    • помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин для учреждений дополнительного образования;
    • качественное освещение;
    • столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место для педагога;

    Оборудование:

    • фортепиано
    • мультимедийный проектор либо интерактивная доска для показа презентаций;
    • колонки;

    Информационное обеспечение:

    • операционная система Windows 7,8,10 / MacOS;
    • браузер Google Chrome последней версии;
    • программное обеспечение Microsoft Office;
    • выход в сеть Интернет;
    • наличие видео - и аудиокарт для аудирования.

    Список литературы:

    1. Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: «Дом. XXI век», 2008.
    2. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
    3. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. М.: Владос, 2000. 
    4. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
    5. Никифорова Ю.С. «Детский академический хор». Москва: 2003.
    6. Кравченко С.Н. «Постановка певческого голоса». г.Томск: 2012
    7. Огороднов Д.Е. «Музыкально-певческое воспитание детей». Москва, 1994


    Учебно-познавательная литература для учащихся и родителей.

    1. Кабалевский Д.Б. Сила искусства.- М.: Владос, 2004.
    2. Музыкальная азбука от А до Я. М.: Музыка, 1998.
    3. Михеева Л. Словарь юного музыканта. М.: Сова, 2005.
    4. Энциклопедия Искусство: музыка, театр, кино. М.6 Владос, 2004.

    Кадровое обеспечение:
    Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование, соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы.

    Требования к педагогам дополнительного образования и преподавателям:

    • среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена  или  высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы;
    • дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка,  направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы;

    При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

    Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике