МАОУ ООШ №66 Г. Томска
деревня Эушта, город Томск, Томская область
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «До-Ми-Сольки» «Я МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ»

    Кружок ориентирован на работу с интересами обучающихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.

    Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому всё настойчивее утверждается   важность музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психологических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности. 

    Направленность: Художественная
    Новизна образовательной программы:

    Особенностью данной программы является ее интерактивность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса. Кроме того, занятия музыкой естественно переплетаются со общими предметами: развитием речи, окружающим миром, изобразительной деятельностью, что позволяет расширить базовые знания, получаемые детьми в группе дошкольного образования.

    Программа имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека – от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины.  Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию музыкальной культуры.
    Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно — интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие.

    За период обучения программе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а также учатся понимать произведения композиторов – классиков и наших современников.

    Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

    Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии:

    • целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями; 
    • учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
    • мотивации детской деятельности;
    • отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка;
    • включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух;
    • поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций.

    В ходе реализации программы применяются различные формы организации образовательного процесса:

    • Тематические занятия, мероприятия;
    • Часы обмена впечатлениями, часы вдохновения;
    • Игры – викторины, игры – загадки;
    • Творческие мастерские;
    • Музыкальные путешествия.
    • Художественные акции учащихся в общем социуме.

    Актуальность.
    Федеральный государственный образовательный предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учет личностного опыта школьников, их склонностей, интересов, развитие способностей; направлен на воспитание креативной и творческой личности. Кружковая деятельность является дополнительным механизмом для создания условий развития и самореализации обучающихся, а также способом достижения результата освоения основной образовательной программы на базовом и углубленном уровнях.

    Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки, развитие творческих способностей. Занятия кружковой деятельности призваны помочь учителю в реализации этих задач.

    Фундаментальное ядро содержания общего образования определяет систему базовых национальных ценностей, характеризующих самосознание российского народа, отношение человека к семье, обществу, государству, базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально - исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Основная идея – конкретизировать содержание федерального компонента с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, а также удовлетворить познавательные интересы школьников.
         
    Педагогическая целесообразность. 
     

    Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.

    На всех этапах отслеживания результатов во внеурочной деятельности преобладает эмоциональная оценка с использованием различных форм создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие зажатости, персональная исключительность через следующие формы работы:

    • Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;
    • Раскрашивание, наклеивание музыкальных инструментов;
    • Создание коллективных творческих проектов;·
    • Публичные выступления;
    • Участие в творческих конкурсах различного уровня;
    • Школьные концерты, тематические праздники;

    Важно учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста. Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.

    У дошкольников  голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Они характеризуют естественное возрастное звучание.

    Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание.

    Каждый возраст имеет свой певческий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать. 

    Отличительная особенность программы.
    Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что музыкальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка. 
    Занятия в кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
    Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.
    Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование вокальных умений и навыков.

    Задачи:

    • Формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы.
    • Включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда.
    • Реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению.
    • Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
    • Развитие вокально-слуховых способностей.

    Старшая группа.  “Я МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с более сложенным ритмом и метром. Предполагается голосовая импровизация, пунктирный ритм.
    Объём программы: 1 час в неделю (33 ч.- старшая группа )
    Возраст обучающихся: обучающиеся 6-7 лет.
    Наполняемость группы:6- 8 человек
    Форма занятия: теоретические и практические занятия
    Режим занятий: 1 занятие продолжительностью 30 минут
    Форма организации деятельности: групповые, индивидуальные
    Основными формами работы на занятии являются: распевание,  пение по слуху, работа над вокальным номером. Домашнее задание не задается.
    Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.
    Занятия строятся на основе упражнений на дыхание, дикцию, артикуляцию, звукообразование, чистоту интонирования, учитывается здоровьесберегающий фактор.
    Занятия предполагают подачу материала от простого к сложному и учитывают проведение и подготовку вокальных номеров к праздникам и концертам.

    Планируемые результаты обучения:
    В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

    Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

    • овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
    • овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

    Метапредметными результатами являются:

    • овладение способами решения поискового и творческого характера;
    • культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
    • приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

    Личностными результатами занятий являются:

    • формирование эстетических потребностей, ценностей;
    • развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
    • развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
    • бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

     А так же:

    • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
    • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
    • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
    • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
    • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.


    Форма контроля и подведение итогов.
    Критерием оценки считается качество звука, свобода при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки посредством беседы, дидактической игры, мини-концерта, музыкальной игры, театрализованной постановки и др.
    Результатами подведения итогов реализации данной программы являются:
    •    выступления на общешкольных концертах и праздниках;
    •    участие в конкурсах;
    •    выступления на сельских и районных праздниках.
     

    Содержание программы

    Раздел 1. Введение. Летние впечатления.
    Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно.
    Форма. Занятие- беседа.
     
    Раздел 2. Осень: поэт, художник, композитор.
    2.1 Времена года — осень, ее особенность и приметы. 
    Теория: беседа с детьми 
    Практика: прослушивание и разучивание песен об осени.
    Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
    2.2 Цветовая гамма времени года- осени.
    Теория: беседа с детьми 
    Практика: прослушивание и разучивание  детских песен.
    Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
    2.3 Высказывание русских поэтов, художников композиторов об осени.
    Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).

    Раздел 3.  Озорные песенки из мультфильмов.
    3.1 Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. 
    3.2 Просмотр видеороликов.
    Форма. Занятие-путешествие (игровая деятельность)
    3.3 Колыбельные песни из мультфильмов. Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен.
    Форма. Комплексное занятие.
      
    Раздел 4.  Танцуют и поют все дети! 
    4.1. Беседа «Искусство танца». Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы. 
    Теория: беседа с детьми 
    Практика: прослушивание и разучивание  детских танцевальных песен.
    Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
    4.2 Танцы прошлого и танцы настоящего. 
    Теория: беседа с детьми 
    Практика: прослушивание  песен., разучивание движений.
    Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.

    Раздел 5.  Звуки и краски голоса.
    5.1 Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса. 
    Теория: беседа с детьми 
    Практика: прослушивание и разучивание  детских песен.
    Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
    5.2  Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух.
    Форма. Занятие – исследование.

    Раздел 6. Песни детских кинофильмов.
    6.1  Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни .
    6.2 Музыкальная викторина «Угадай-ка».
    Форма. Занятие – путешествие (игровая деятельность).

    Раздел 7. Зима: поэт, художник, композитор.
    7.1 Времена года — зима, ее особенность и приметы. 
    Теория: беседа с детьми 
    Практика: прослушивание и разучивание  детских песен о зиме.
    Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
    7.2  Цветовая гамма времени года- зимы.
    Теория: беседа с детьми 
    Практика: прослушивание и разучивание  детских песен о зиме.
    Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений
    7.3  Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме.
    Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
    7.4  Новогодний калейдоскоп.
    Содержание. Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных странах встречают и празднуют Новый Год.
    Форма. Комплексно – интегрированное занятие.

    Раздел 8  Вокальный портрет сказочных героев.
    8.1 Песни-драматизации.
    8.2  Вокальное исполнение песен сказочных героев с сопровождением их музыкально-ритмическими  движениями, которые поясняют действия героев.
    Форма. Тематическое занятие в стиле «Русских посиделок».
    8.3 Картины природы в песнях и сказках.
    Содержание. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». 
    8.4 Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки. 
    Форма. Занятие – рассуждение.

    Раздел 9.  Музыкальная шкатулка.
    9.1 .Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». 
    9.2. Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах.
    Форма. Занятие – знакомство.
    9.3.Весна: поэт, художник, композитор. 
    Содержание. Времена года — весна, ее особенность и приметы. 
    9.4. Цветовая гамма времени года - весны. 
    Теория: беседа с детьми 
    Практика: прослушивание и разучивание  детских песен о весне.
    Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений
    9.5. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне.
    Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).

    Раздел 10. Россия – Родина моя.
    10.1. Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. 
    10.2. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка».
    Форма. Познавательное занятие, с использованием регионального компонента.
    10.3. Маленькая страна – школа моя.-1 час
    Содержание. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках. 
    Форма. Комплексное занятие.

    Раздел 11. Добрым быть совсем не просто.
    11.1. Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте.
    Форма. Тематические занятия.
    11.2.  Лето: поэт, художник, композитор.
    11.3. Времена года — лето, ее особенность и приметы. 
    Теория: беседа с детьми 
    Практика: прослушивание и разучивание  детских песен о лете.
    Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений
    11.4. Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете.
    Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
    11.5 Сколько песен мы с вами вместе…-
    Содержание. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
    Форма. Игровая и концертная деятельность.

                   
    2. Комплекс организационно педагогических условий:

    2.1 Условия реализации программы.

    Методическое обеспечение программы.

    Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
    Музыкальные инструменты (фортепиано), компьютер с программами, аудиозаписями, микшерный пульт, микрофон. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.
    Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
    Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные

    Материально-техническое обеспечение:

    Требования к помещению:

    • помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин для учреждений дополнительного образования;
    • качественное освещение;
    • столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место для педагога;

    Оборудование:

    • персональный компьютер для преподавателя;
    • Wi-Fi для поддержания on-line доступа к системе обучения;
    • мультимедийный проектор либо интерактивная доска для показа презентаций;
    • колонки;
    • многофункциональное устройство HP LaserJet Pro M132nw.
    • музыкальное оборудование

    Расходные материалы:

    • шариковые ручки;
    • permanent маркеры;
    • канцелярские принадлежности;
    • цветные карандаши;
    • наглядный, раздаточный материал.

    Кадровое обеспечение:

    Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование, соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы.
    Требования к педагогам дополнительного образования и преподавателям:

    • среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена  или  высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы;
    • дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка,  направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы;

    При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
    Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

    Информационное обеспечение:

    1. Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: «Дом. XXI век», 2008.
    2. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
    3. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. М.: Владос, 2000.
    4. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.

    Учебно-познавательная литература для учащихся и родителей.

    1. Кабалевский Д.Б. Сила искусства.- М.: Владос, 2004.
    2. Музыкальная азбука от А до Я. М.: Музыка, 1998.
    3. Михеева Л. Словарь юного музыканта. М.: Сова, 2005.
    4. Энциклопедия Искусство: музыка, театр, кино. М.6 Владос, 2004.
       

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике