Кружок ориентирован на работу с интересами обучающихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому всё настойчивее утверждается важность музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психологических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.
Направленность: Художественная
Новизна образовательной программы:
Особенностью данной программы является ее интерактивность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса. Кроме того, занятия музыкой естественно переплетаются со общими предметами: развитием речи, окружающим миром, изобразительной деятельностью, что позволяет расширить базовые знания, получаемые детьми в группе дошкольного образования.
Программа имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека – от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины. Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию музыкальной культуры.
Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно — интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие.
За период обучения программе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а также учатся понимать произведения композиторов – классиков и наших современников.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии:
- целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
- мотивации детской деятельности;
- отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка;
- включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух;
- поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций.
В ходе реализации программы применяются различные формы организации образовательного процесса:
- Тематические занятия, мероприятия;
- Часы обмена впечатлениями, часы вдохновения;
- Игры – викторины, игры – загадки;
- Творческие мастерские;
- Музыкальные путешествия.
- Художественные акции учащихся в общем социуме.
Актуальность.
Федеральный государственный образовательный предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учет личностного опыта школьников, их склонностей, интересов, развитие способностей; направлен на воспитание креативной и творческой личности. Кружковая деятельность является дополнительным механизмом для создания условий развития и самореализации обучающихся, а также способом достижения результата освоения основной образовательной программы на базовом и углубленном уровнях.
Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки, развитие творческих способностей. Занятия кружковой деятельности призваны помочь учителю в реализации этих задач.
Фундаментальное ядро содержания общего образования определяет систему базовых национальных ценностей, характеризующих самосознание российского народа, отношение человека к семье, обществу, государству, базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально - исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Основная идея – конкретизировать содержание федерального компонента с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, а также удовлетворить познавательные интересы школьников.
Педагогическая целесообразность.
Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.
На всех этапах отслеживания результатов во внеурочной деятельности преобладает эмоциональная оценка с использованием различных форм создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие зажатости, персональная исключительность через следующие формы работы:
- Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;
- Раскрашивание, наклеивание музыкальных инструментов;
- Создание коллективных творческих проектов;·
- Публичные выступления;
- Участие в творческих конкурсах различного уровня;
- Школьные концерты, тематические праздники;
Важно учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста. Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.
У дошкольников голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Они характеризуют естественное возрастное звучание.
Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание.
Каждый возраст имеет свой певческий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать.
Отличительная особенность программы.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что музыкальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Занятия в кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.
Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование вокальных умений и навыков.
Задачи:
- Формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы.
- Включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда.
- Реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению.
- Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
- Развитие вокально-слуховых способностей.
Старшая группа. “Я МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с более сложенным ритмом и метром. Предполагается голосовая импровизация, пунктирный ритм.
Объём программы: 1 час в неделю (33 ч.- старшая группа )
Возраст обучающихся: обучающиеся 6-7 лет.
Наполняемость группы:6- 8 человек
Форма занятия: теоретические и практические занятия
Режим занятий: 1 занятие продолжительностью 30 минут
Форма организации деятельности: групповые, индивидуальные
Основными формами работы на занятии являются: распевание, пение по слуху, работа над вокальным номером. Домашнее задание не задается.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.
Занятия строятся на основе упражнений на дыхание, дикцию, артикуляцию, звукообразование, чистоту интонирования, учитывается здоровьесберегающий фактор.
Занятия предполагают подачу материала от простого к сложному и учитывают проведение и подготовку вокальных номеров к праздникам и концертам.
Планируемые результаты обучения:
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
А так же:
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.
Форма контроля и подведение итогов.
Критерием оценки считается качество звука, свобода при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки посредством беседы, дидактической игры, мини-концерта, музыкальной игры, театрализованной постановки и др.
Результатами подведения итогов реализации данной программы являются:
• выступления на общешкольных концертах и праздниках;
• участие в конкурсах;
• выступления на сельских и районных праздниках.
Содержание программы
Раздел 1. Введение. Летние впечатления.
Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно.
Форма. Занятие- беседа.
Раздел 2. Осень: поэт, художник, композитор.
2.1 Времена года — осень, ее особенность и приметы.
Теория: беседа с детьми
Практика: прослушивание и разучивание песен об осени.
Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
2.2 Цветовая гамма времени года- осени.
Теория: беседа с детьми
Практика: прослушивание и разучивание детских песен.
Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
2.3 Высказывание русских поэтов, художников композиторов об осени.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Раздел 3. Озорные песенки из мультфильмов.
3.1 Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням.
3.2 Просмотр видеороликов.
Форма. Занятие-путешествие (игровая деятельность)
3.3 Колыбельные песни из мультфильмов. Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен.
Форма. Комплексное занятие.
Раздел 4. Танцуют и поют все дети!
4.1. Беседа «Искусство танца». Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы.
Теория: беседа с детьми
Практика: прослушивание и разучивание детских танцевальных песен.
Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
4.2 Танцы прошлого и танцы настоящего.
Теория: беседа с детьми
Практика: прослушивание песен., разучивание движений.
Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
Раздел 5. Звуки и краски голоса.
5.1 Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса.
Теория: беседа с детьми
Практика: прослушивание и разучивание детских песен.
Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
5.2 Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух.
Форма. Занятие – исследование.
Раздел 6. Песни детских кинофильмов.
6.1 Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни .
6.2 Музыкальная викторина «Угадай-ка».
Форма. Занятие – путешествие (игровая деятельность).
Раздел 7. Зима: поэт, художник, композитор.
7.1 Времена года — зима, ее особенность и приметы.
Теория: беседа с детьми
Практика: прослушивание и разучивание детских песен о зиме.
Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
7.2 Цветовая гамма времени года- зимы.
Теория: беседа с детьми
Практика: прослушивание и разучивание детских песен о зиме.
Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений
7.3 Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
7.4 Новогодний калейдоскоп.
Содержание. Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных странах встречают и празднуют Новый Год.
Форма. Комплексно – интегрированное занятие.
Раздел 8 Вокальный портрет сказочных героев.
8.1 Песни-драматизации.
8.2 Вокальное исполнение песен сказочных героев с сопровождением их музыкально-ритмическими движениями, которые поясняют действия героев.
Форма. Тематическое занятие в стиле «Русских посиделок».
8.3 Картины природы в песнях и сказках.
Содержание. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка».
8.4 Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки.
Форма. Занятие – рассуждение.
Раздел 9. Музыкальная шкатулка.
9.1 .Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке».
9.2. Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах.
Форма. Занятие – знакомство.
9.3.Весна: поэт, художник, композитор.
Содержание. Времена года — весна, ее особенность и приметы.
9.4. Цветовая гамма времени года - весны.
Теория: беседа с детьми
Практика: прослушивание и разучивание детских песен о весне.
Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений
9.5. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Раздел 10. Россия – Родина моя.
10.1. Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов.
10.2. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка».
Форма. Познавательное занятие, с использованием регионального компонента.
10.3. Маленькая страна – школа моя.-1 час
Содержание. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках.
Форма. Комплексное занятие.
Раздел 11. Добрым быть совсем не просто.
11.1. Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте.
Форма. Тематические занятия.
11.2. Лето: поэт, художник, композитор.
11.3. Времена года — лето, ее особенность и приметы.
Теория: беседа с детьми
Практика: прослушивание и разучивание детских песен о лете.
Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений
11.4. Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
11.5 Сколько песен мы с вами вместе…-
Содержание. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
Форма. Игровая и концертная деятельность.
2. Комплекс организационно педагогических условий:
2.1 Условия реализации программы.
Методическое обеспечение программы.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
Музыкальные инструменты (фортепиано), компьютер с программами, аудиозаписями, микшерный пульт, микрофон. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные
Материально-техническое обеспечение:
Требования к помещению:
- помещение для занятий, отвечающее требованиям СанПин для учреждений дополнительного образования;
- качественное освещение;
- столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочее место для педагога;
Оборудование:
- персональный компьютер для преподавателя;
- Wi-Fi для поддержания on-line доступа к системе обучения;
- мультимедийный проектор либо интерактивная доска для показа презентаций;
- колонки;
- многофункциональное устройство HP LaserJet Pro M132nw.
- музыкальное оборудование
Расходные материалы:
- шариковые ручки;
- permanent маркеры;
- канцелярские принадлежности;
- цветные карандаши;
- наглядный, раздаточный материал.
Кадровое обеспечение:
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование, соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы.
Требования к педагогам дополнительного образования и преподавателям:
- среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы;
- дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы;
При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Информационное обеспечение:
- Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: «Дом. XXI век», 2008.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. М.: Владос, 2000.
- Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
Учебно-познавательная литература для учащихся и родителей.
- Кабалевский Д.Б. Сила искусства.- М.: Владос, 2004.
- Музыкальная азбука от А до Я. М.: Музыка, 1998.
- Михеева Л. Словарь юного музыканта. М.: Сова, 2005.
- Энциклопедия Искусство: музыка, театр, кино. М.6 Владос, 2004.