МАОУ ООШ №66 Г. Томска
деревня Эушта, город Томск, Томская область
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мини-футбол»

    Программа физического воспитания учащихся образовательной школы по мини-футболу имеет физкультурно-спортивную направленность и оказывает   содействие улучшению здоровья учащихся и на этой основе обеспечения нормального физического развития растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность. Приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни, а также воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни. Развивать физические качества, необходимые для овладения игрой мини-футбол, придерживаться принципов гармоничности, прикладной, физкультурно-спортивной направленности учебного процесса. Данная программа направлена на привитие учащимися умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение разносторонней физической подготовки. Программа призвана подготовить детей к сдаче учебных нормативов по физической и технической подготовке в соответствии с их возрастом, сообщить элементарные теоретические сведения.

    Актуальность

    В наше время в жизни современного школьника существует проблема гиподинамии. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна, прежде всего, создающимся дефицитом двигательной активности. Естественно, что в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация физкультурно-спортивной работы в школе, в том числе во внеурочное время. Вот почему наиболее эффективных средств физкультурно-спортивной работы со школьниками во внеурочное время мини-футбол занимает видное место. Развивает двигательную активность, улучшает сердечно-сосудистую и дыхательную систему, укрепление иммунной системы организма.

    Новизна программы

    Новизна программы заключается в том, что эта программа полностью построена на подвижных играх, с учетом изучаемых лексических тем и возрастных особенностей детей, включающих самые разнообразные двигательные действия, создающих целостную систему обучения, доступных для взрослых и детей. Данные игры способствуют обогащению двигательного опыта детей, совершенствованию навыков основных видов движений на основе их высокой степени повторяемости в различных играх, воспитанию морально-волевых качеств личности, а также активизируют мыслительную деятельность ребенка: тренируют внимание, уточняют имеющиеся представления, понятия, развивают воображение, память, сообразительность.

    Педагогическая целесообразность.

    Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что позволяет детям не только удовлетворить сформировавшиеся потребности, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, а национальные подвижные игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества и подготавливают к выходу в большой мир.  

    Возраст детей – младший (9-11 лет), средний, или подростковый (12-16 лет)
    Для детей младшего школьного возраста необходимой является потребность в высокой двигательной активности. Он наиболее благоприятен для развития физических способностей – скоростных и координационных, а также способностей длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.
    В подростковом возрасте в основном завершается формирование всех функциональных систем. На этот возраст приходится период продолжающегося совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Быстро улучшаются координационные, силовые и скоростно-силовые способности.

    Форма обучения - групповая.
    Режим занятий – 3 часа в неделю.
     

    Цели и задачи

    Каждое занятие физической культуры должно иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. Обучение школьников игре в мини-футбол – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры. 
    Целью обучения игре в мини-футбол является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника.

    Достижение цели физического воспитания и, в частности, мини-футбола, обеспечивается решением основных задач, направленных на:

    1. закаливание детей;
    2. содействие гармоничному развитию личности;
    3. содействие воспитанию нравственных и волевых качеств у учащихся;
    4. привитие навыков здорового образа жизни;
    5. воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
    6. обучение двигательным навыкам и умениям;
    7. приобретение теоретических знаний в области физической культуры и спорта, в т.ч. мини-футбола;
    8. развитие двигательных умений и навыков;
    9. умения выполнять технические приемы мини-футбола в соответствии с возрастом;
    10. играть мини-футбол, применяя изученные тактические приемы.

    Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:

    1. укрепление здоровья;
    2. развитие коммуникативных компетенций.
       

    4.Содержание программы

    Объем программы:108 часов
    Тестирование. 2 часа
    Общая и специальная физическая подготовка.22 часа
    Особенности использования средств общей и специальной физической подготовки в различных возрастных группах (объем, интенсивности и т.д.). В зависимости от периода подготовки (подготовительного, соревновательного, переходного). Особенности применения средств скоростно-силовой подготовки.

    Техника и тактика игры. 62 часа
    - техника передвижений, остановок, поворотов и стоек, ведение мяча, ударов по воротам, защиты, перемещений.
    - тактика игры, тактика особого нападения, позиционные нападения без изменения позиций игроков.
    Контрольные игры.  12 часов
    Анализ проведенной игры. Положение команды в календаре. Состав команды и установка на игру всей команде, а также отдельным игрокам в предстоящих встречах.
    Подвижные игры на развитие ловкости и координации. 10 часов
    Сроки реализации программы – один год.
     

    Планируемые результаты:

    1. Занятия будут иметь физкультурно- спортивный эффект.
    2. Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в мини-футбол.

    Учащиеся должны знать и иметь представление:

    1. об особенностях зарождения, истории мини-футбола;
    2. о физических качествах и правилах их тестирования;
    3. основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях мини-футболом и правила его предупреждения;
    4. основы судейства игры мини-футбол.

    Учащиеся должны уметь:

    1. выполнять по физической подготовке в соответствии с возрастом;
    2. владеть тактико-техническими приемами мини-футбола;
    3. уметь организовать самостоятельные занятия мини-футболом, а также, с группой товарищей;
    4. организовывать и проводить соревнования по мини-футболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере и другое.

    Методы обучения – групповой, соревновательный.

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

    1. школьные соревнования;
    2. участие в муниципальных соревнованиях.

                                 
    5. Методическое обеспечение рабочей программы
    Бег 30 м. Бег выполняется с высокого старта. Секундомер за¬пускается по первому движению испытуемого.
    Челночный бег 30 м (5x6 м). На расстоянии 6 м друг от друга обозначаются линия старта и контрольная линия. По сигналу испытуемый начинает бег, преодолевая обозначенную дистанцию 5 раз. При изменении направления движения обе ноги испытуемого должны пересекать каждый раз одну из упомянутых линий.
    Челночный бег 30 м (3x10 м). Упражнение с такими же требо¬ваниями, как и предыдущее.
    Челночный бег 100 м Линией старта служит линия ворот. От ее середины испытуемый по сигналу выполняет рывок до 6-метровой отметки, касаясь ее ногой. Повернувшись на 180°, он возвращается назад. Далее он совершает рывок до 10-метро¬вой отметки. Повернувшись кругом, испытуемый устремляется к линии старта. Далее он бежит до средней линии поля (20 м) и возвращается к линии ворот. Затем он вновь совершает рывок к 10-метровой отметке, возвращается к месту старта. Завершается упражнение рывком до 6-метровой отметки и возвратом к линии ворот. Достигнув той или иной отметки, испытуемый должен перед поворотом коснуться ее ногой. 
    Прыжок в длину с места. Испытуемый принимает исходное положение на контрольной линии (ноги на ширине плеч). Не переступая ее, он делает несколько махов руками и, с силой оттолк¬нувшись, махом рук снизу-вверх производит прыжок. Из трех попыток засчитывается лучший результат.
    Отжимание в упоре лежа. Измерение проводится по общепри¬нятой методике.
    Бег 300 м. Проводится на стадионе. Результат испытуемого фиксируется по общепринятым правилам.
    Тест Купера. Проводится бег на стадионе в течение 12 мин.
    Фиксируется дистанция, которую испытуемый сможет преодолеть за это время.


    Специальная подготовленность
    Жонглирование мячом ногами. Упражнение выполняется по¬очередно правой и левой ногой. Удары, выполненные одной ногой дважды, засчитываются за один удар. Из трех попыток учитывается лучший результат.
    Жонглирование мячом (комплексное). Испытуемый выполняет удары правой и левой ногой (различными частями подъема и сторо¬нами стопы), бедром и головой. Удары выполняются в любой после¬довательности без повторения одного удара более двух раз подряд. Учитываются только удары, выполненные разными способами, в том числе не менее раза головой, правым и левым бедром.
    Бег 30 м с ведением мяча. Испытуемый с мячом занимает пози¬цию за линией старта. По сигналу игрок ведет мяч к линии финиша, выполняя на данной дистанции не менее трех касаний мяча ногами. Ведение осуществляется любым способом. Упражнение считается законченным, когда испытуемый пересечет линию финиша. Учи¬тывается время выполнения упражнения. Даются две попытки. Засчитывается лучший результат.
    Бег 5x30 м с ведением мяча. Упражнение выполняется так же, как и предыдущее. Финишировав, испытуемый каждый раз возвра¬щается на старт. На это ему дается 25 с. Все старты выполняются с места. Сумма результатов пяти попыток определяет окончатель¬ный результат испытуемого.
    Ведение мяча по «восьмерке» . На поле стойками обоз¬начается квадрат со сторонами 10 м. Одна стойка устанавливается в середине квадрата. По сигналу испытуемый ведет мяч от стойки А к стойке Ц, обходит ее и движется к стойке Б. Обведя ее, он направляется к стойке В, огибает ее с внешней стороны и вновь ведет мяч к стойке Ц. Обводя эту стойку уже с другой стороны, он движется к стойке Г. Обогнув ее, испытуемый финиширует у стой¬ки А. Ведение мяча осуществляется только внутренней и внешней частью подъема. Учитывается время выполнения задания. Из двух попыток засчитывается лучшая.                                                                                         Ведение мяча по границе штрафной площади. Испытуемый с мячом встает перед пересечением штрафной и вратарской линий. По сигналу он начинает ведение мяча подошвой правой ноги по границе штрафной площади до пересечения ее с линией ворот. Как только мяч пересечет эту точку, испытуемый разворачивается и начинает ведение мяча подошвой левой ноги в обратном направ¬лении по границе штрафной площади. Как только он пересекает с мячом линию ворот, фиксируется время прохождения дистанции.
    Бросок мяча в цель. Испытуемый выполняет два упраж¬нения. Первое упражнение: бросок одной рукой снизу («выкатыва¬ние»). Испытуемые 12 и 13 лет таким образом посылают мяч низом в ворота Д шириной 2 м, сооруженные из стоек в середине игрового поля. Для испытуемых 14 и 15 лет такие ворота (Е) устанавливаются дальше, на линии 10-метровой отметки противоположной половины поля. Бросок выполняется из пределов штрафной площади с двух, трех шагов разбега, не пересекая ее границы. Испытуемый выпол¬няет 6 бросков. Учитывается сумма точных попаданий.
    Второе упражнение: бросок одной рукой из-за плеча (или сбо¬ку). Испытуемые 12 и 13 лет таким образом посылают мяч верхом в круги А и Б диаметром 2,5 м. Испытуемые 14 и 15 лет посыла¬ют мяч в круги В и Г. Каждый испытуемый выполняет 4 броска в один круг и 4 броска - в другой. Во всех случаях при броске мяч должен пролететь выше стойки (1,8 м), которая устанавливается посередине дистанции, т.е. между целью и 6-метровой отметкой. Учитывается общая сумма точных попаданий.
    Удар по мячу в цель. Применяется такая разметка, как и в пре¬дыдущем упражнении (см. рис. 5). Испытуемые 12 и 13 лет, сделав 2-3 шага разбега, выполняют по 3 удара в каждую из трех целей: в ворота Д и круги А и Б. А испытуемые 14 и 15 лет - в ворота Е и круги В и Г. Удар производится по неподвижному мячу Удар производится по неподвижному мячу, установленному на 6-метровую отметку. Удары в ворота Д выполняются низом, а в круги А и Б - верхом. Причем при ударах верхом мяч должен пролететь выше стойки (1,8 м), которая устанавливается посередине дистанции, т.е. между целью и 6-метровой отметкой. Учитывается общая сумма точных попаданий.

    Вбрасывание мяча на дальность. Испытуемый осуществляет вбрасывание одной рукой из-за плеча (или сбоку) по коридору шириной 3 м. Сделав в штрафной площади разбег в 3-4 шага, он направляет мяч верхом так, чтобы он приземлился в пределах ко¬ридора. Переступать границу штрафной площади запрещается. Ис¬пытуемый выполняет 3 попытки. Учитывается лучший результат.

    Самоконтроль в подготовке
    Самоконтроль играет в подготовке юных футболистов важную роль. Для самоконтроля предлагается несколько простых и доступных для занимающихся самонаблюде¬ний за своим физическим развитием и состоянием здоровья. Их цель - сохранение спортивной работоспособности и совершенство¬вание подготовленности юных футболистов. Комплекс достаточно простых методов самонаблюдения дает возможность получить субъективные и объективные данные. Рекомендуется ежедневно учитывать самочувствие, желание выполнять тренировочные и со¬ревновательные нагрузки, длительность ощущения усталости после них, характер сна, аппетит, сердцебиение, различного характера боли. Непременным условием самоконтроля является обязательность и постоянство самонаблю¬дений, их систематичность, а также анализ показателей, проводи¬мый совместно с тренером и врачом.
     

    7. Список литературы

    1. С.Ю.Тюленьков, А.А.Федоров «Футбол в зале: система подготовки» -М, 2000
    2. О.А.Степанова «Игра и работа в начальной школе» -М, 2004
    3. Г.П.Болонов «Физкультура в начальной школе» -М, 2005
    4. В.А.Муравьев «Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста» -М, 2004
    5. Б.Х.Ланда «Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся» - ПУ «Первое сентября», 2006.
       

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике