МАОУ ООШ №66 Г. Томска
деревня Эушта, город Томск, Томская область
  • Рабочая программа ДО по робототехнике Юный конструктор

    Рабочая программа дополнительного образования по робототехнике Юный конструктор, 1-4 класс

    Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

    Программа «Юный конструктор» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и планируемых результатов начального общего образования.

    Курс рассчитан на 1 год занятий, объем занятий – 34 ч. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных занятий со школьниками (в расчете 1ч. в неделю), так и возможность организовывать занятия крупными блоками.

    Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.

    Актуальность программы:

    • необходимость вести пропедевтическую работу в младшей школе в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей совершить плавный переход к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);
    • востребованность развития широкого кругозора младшего школьника и формирования основ инженерного мышления;
    • отсутствие предмета в школьных программах начального образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта программирования.

    Программа отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования - развитие научно-технического творчества детей младшего школьного возраста.

    Робототехника - это прикладная наука, занимающаяся разработкой и эксплуатацией интеллектуальных автоматизированных технических систем для реализации их в различных сферах человеческой деятельности. Современные робототехнические системы включают в себя микропроцессорные системы управления, системы движения, оснащены развитым сенсорным обеспечением и средствами адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. При изучении таких систем широко используется комплект КЛИК— конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота.

    Программа предусматривает использование базовых датчиков и двигателей комплекта КЛИК, а также изучение основ автономного программирования и программирования в графической среде Arduino Uno.

    Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.

    Задачи программы

    Обучающие:

    • ознакомление с комплектом КЛИК;
    • ознакомление с основами автономного программирования;
    • ознакомление со средой программирования КЛИК;
    • получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;
    • получение навыков программирования;
    • развитие навыков решения базовых задач робототехники.

    Развивающие:

    • развитие конструкторских навыков;
    • развитие логического мышления;
    • развитие пространственного воображения.

    Воспитательные:

    • воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
    • развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
    • развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
    • формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

    В процессе обучения используются разнообразные методы обучения. Традиционные:

    • объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.);
    • репродуктивный метод;
    • метод проблемного изложения;
    • частично-поисковый (или эвристический) метод;
    • исследовательский метод. Современные:
    • метод проектов:
    • метод обучения в сотрудничестве;
    • метод портфолио;
    • метод взаимообучения.

    Курс робототехники преследует цель ознакомления и развития у обучающихся навыков работы с компьютером и робототехническими системами, овладение навыками начального технического конструирования. Для достижения поставленной на цели на первой ступени обучения робототехники необходимо решить следующие задачи:

    • развивать образное, техническое мышление;
    • развивать мелкую моторику;
    • развивать творческие способности и логические мышление детей.

    2.    Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения обучающимися программы курса

    1. Коммуникативные универсальные учебные действия: формировать умение слушать и понимать других; формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
    2. Познавательные универсальные учебные действия: формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации; формировать умения на основе анализа рисунка- схемы делать выводы.
    3. Регулятивные универсальные учебные действия: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение составлять план действия на уроке с помощью учителя; формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными.
    4. Личностные универсальные учебные действия: формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности, формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения.

    3.    Ожидаемые предметные результаты реализации программы

    Первый уровень

    у обучающихся будут сформированы:

    • основные понятия робототехники;
    • основы алгоритмизации;
    • умения автономного программирования;
    • умения подключать и задействовать датчики и двигатели;
    • навыки работы со схемами.

    Второй уровень

    обучающиеся получат возможность научиться:

    • классифицировать роботов; 
    • составлять алгоритмические блок-схемы для решения задач;
    • использовать датчики и двигатели в классических задачах.

    Третий уровень

    обучающиеся получат возможность научиться:

    • программировать в графической среде Arduino Uno;
    • использовать датчики и двигатели в широком круге задач;
    • проходить все этапы проектной деятельности, создавать творческие работы.

    4.    Содержание учебного предмета

    Раздел «Вводное занятие, знакомство с конструктором».

    Тема 1. Вводное занятие: Материалы и инструменты, используемые для работы.
    Теория: Принципы и варианты построения роботов. Рассматриваются разновидности существующих робототехнических конструкторов. Рассматриваются инструменты для работы, правила и способы соединения.
    Формы занятий: лекция, беседа.

    Тема 2. Физические принципы построения роботов.
    Теория: Основные элементы конструктора, способы соединения.
    Практика: сборка базовых элементов.
    Формы занятий: беседа, практическое занятие.

    Тема 3. Конструкции и разновидности роботов. Теория: Разновидности подвижных роботов.
    Формы занятий: лекция, беседа

    Раздел «Среды программирования: mBlock, ArduinoIDE».

    Тема 1. Первая программа. Знакомство со средой программирования mBlock
    Теория: Запуск первых программ.
    Практика: установка и настройка ПО, загрузка и установка драйверов, библиотек.
    Формы занятий: Лекция.
    Тема 2. Знакомство со средой программирования ArduinoIDE
    Теория: Запуск программы ArduinoIDE
    Практика: установка и настройка ПО, загрузка и установка драйверов, библиотек.
    Формы занятий: лекция.
    Тема 3. Знакомство со средой программирования mBlock. Практическая часть.
    Теория: Запуск программы.
    Практика: установка и настройка ПО, загрузка и установка драйверов, библиотек.
    Формы занятий: практическое занятие.
    Тема 4. Знакомство со средой программирования ArduinoIDE
    Теория: Запуск программы.
    Практика: установка и настройка ПО, загрузка и установка драйверов, библиотек.
    Формы занятий: практическое занятие.

    Раздел «Универсальная платформа исследовательских задач»

    Тема 1. Элементная база набора. Стандартная платформа.
    Теория: Стандартная двухмоторная платформа
    Практика: сборка классической двухмоторной платформы, проезд по линии и вдоль стены.
    Формы занятий: практическое занятие.
    Тема 2. Варианты построения манипулятора. Захват объекта.
    Теория: Варианты манипуляционных роботов. Механизмы захвата.
    Практика: сборка классической двухмоторной платформы с манипулятором. Пробное перемещение объектов.
    Формы занятий: практическое занятие.
    Тема 3. Модуль технического зрения.
    Теория: Модуль технического зрения TrackingCam. ПО и библиотеки. Интеграция с классическими сборками роботов.
    Практика: сборка классической двухмоторной платформы с манипулятором и модулем
     
    технического зрение. Обнаружение объектов.
    Формы занятий: практическое занятие.
    Тема 4. Перемещение робота в пространстве
    Практика: сборка выбранной модели по инструкции, программирование робота, перемещение объекта в пространстве.
    Формы занятия: практическое занятие.

    Раздел «Проект»

    Тема 1. Тематика проекта. Соревновательный робот. Проектная робототехника. Различие роботов.
    Формы занятия: практическое занятие, проектная деятельность.
    Тема 2. Построение 3d-модели. Конструирование модели.

    Формы занятия: практическое занятие, проектная деятельность.

    Тема 3. Программирование.
    Формы занятия: практическое занятие, проектная деятельность.

    Тема 4. Подготовка и защита проекта.
    Практика: Защита проектов.
    Формы занятий: проектная деятельность, зачет.

    5.    Тематическое планирование с определением

    Содержание курса

    Раздел 1 Первые шаги в робототехнике

    1.1    Основные понятия. История развития робототехники.
    Раздел 2 Знакомство с набором КЛИК
    2.1    Изучение основных деталей конструкции роботов.
    2.2    Изучение электрических компонентов набора Lego.
    2.3    Управление моторами с помощью контроллера, без подключения компьютера.
    Раздел 3 Сборка простых моделей роботов
    3.1    Сборка основной модели робота набора КЛИК ПР: сборка робота по схеме-инструкции
    3.2    Программирование робота через контроллер без подключения к компьютеру.
    Раздел 4 Программирование простых роботов
    4.1    Изучение среды программирования КЛИК.
    Раздел 5 Сенсоры простых роботов
    5.1    Сенсор «Звук». Принципы работы, применение и возможности сенсора. Примеры роботов.
    5.2    Установка сенсора «Звук» на модель робота. ПР: Сборка робота по схеме.
    5.3    «Ультразвуковой» сенсор. Настройка параметров.
    Разбор программы: движение вперед, пока нет препятствия.
    5.4    Сенсор «Цвет». Настройка параметров. Разбор программы «Красный цвет».
    5.5    Сенсор «Касание». Настройка параметров. Разбор программы «Реакция на касание»
    Раздел 6 Основная модель робота КЛИК
    6.1    Сборка основной модели робота. Устройство и возможности робота.
    6.2    Построение основной модели робота по схеме
    6.3    Изучение принципов программирования робота
    6.4    Подключение    робота    к    компьютеру. Программирование робота по готовой инструкции
     

    Характеристика деятельности учащихся

    Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
    Познавательные:    умение    извлекать информацию из текста и иллюстрации: умение на основе анализа рисунка- схемы делать выводы.
    Регулятивные:    умение    мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными.
    Личностные: эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения.

    6.    Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    Технические средства обучения:

    1. наборы КЛИК;
    2. компьютеры с ОС Linux и графической средой Arduino Uno.
    3. мультимедиа – проектор;
    4. интерактивная доска;
    5. поля для соревнований.

    Экранно-звуковые пособия:

    1. видеофильмы и презентации.
    2. электронный учебник

    7. Календарно-тематическое планирование


    8. Учебно-методическое обеспечение:

    Дидактические материалы.

    Методическая продукция:
    Методические разработки, рекомендации, пособия, описания, инструкции, аннотации. Информационное обеспечение программы.
    Интернет-ресурсы:
    Учебные пособия и инструкции. https://fgoskomplekt.ru/catalog/robototekhnika_i_3d_printery/osnovnaya_shkola_nabory_robototekhniki_dlya_5_11_klassa/robototekhnicheskij-nabor-klik/
     

    Список литературы:

    Нормативные правовые акты
    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
    Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.
    Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
    Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
    общеобразовательнымпрограммам».
    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
    образования детей». 2017.
    Для педагога дополнительного образования:
    Саймон Монк. Программируем Arduino. Питер, 2017 Мобильные роботы на базе Arduino. Момот М.В. БХВ-Петербург,
    Для обучающихся и родителей:
    Джереми Блум. Изучаем Arduino- инструменты и методы технического волшебства. М., 20
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике