Общеразвивающая образовательная программа дополнительного образования детей «Сделай сам» имеет техническую направленность.
Программа предназначена для обучающихся 5 – 7 лет.
Актуальность программы заключается в том, что в современном мире технический прогресс шагнул далеко вперёд. Достижения в области электроники позволили создать миниатюрные и многофункциональные устройства, которые призваны помогать человеку в решении повседневных задач или служить средством проведения досуга или отдыха. Для работы этих устройств были разработаны специальные чипы: процессоры, микроконтроллеры. Микроконтроллер является основной деталью, он управляет устройством, следуя по шагам, написанным в программе. Для связи с другими цифровыми или аналоговыми устройствами были разработаны интерфейсы и протоколы, но всё это хорошо скрыто от глаз обычного пользователя за яркими приложениями и удобными кнопками.
Новизна программы заключается в использовании электронных учебно- методических комплексов, для повышения качества образования. Использование на занятиях новых технологий преподавания, таких как, формирование у дошкольников общего умения решать задачи, создавать и использовать электронные устройства, программировать и управлять ими.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы из потребителей цифрового контента (игр, мультфильмов) превратить ребят в творцов.
Отличительные особенности программы:
Занимающиеся получают новую информацию и поддержку педагога в тот момент, когда чувствуют в них необходимость;
Практически все время занятия посвящено практике, дети стараются сами решить поставленные задачи. Если что-то не получается, педагог задает наводящий вопрос или дает небольшую подсказку, но доделать задание учащийся должен сам;
Дошкольники изучают не только программирование, но и электронику, изучают механизмы;
Программа дает возможность занимающимся приобретать не только прочные практические навыки владения компьютерными программами, но и развиваться как творческой личности.
Адресат программы. Программа предназначена для детей 5 - 7 лет.
Объем и срок освоения программы. Сроки реализации программы – год.
Режим занятий. Занятия по данной программе рассчитаны на 18 часов: 1 раза в неделю по 30 минут. Каждое занятие включает в себя и теорию, и практику, а также индивидуальное общение педагога с обучающимся, работа в группе.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие дивергентного мышления, творческих способностей, навыков созидательной деятельности, работы в команде. Знакомство с основами
программирования на основе робототехнического набора “КЛИК” , созданием своих проектов, решения алгоритмических задач.
Задачи:
Обучающие:
- Изучение конструктора “КЛИК”;
- Изучение различных передач и механизмов;
- Обучение работе с интерфейсами платформы посредством подключения внешних устройств и написания коротких демонстрационных программ;
- Научить поиску путей решения поставленной задачи;
Развивающие:
- Развитие дивергентного мышления
- Развитие творческих способностей;
- Развитие интереса, увлеченности в процесс и, как следствие, лучшее усвоение языка программирования;
- Развитие способности к поиску нестандартных путей решения поставленной задачи;
- Развитие навыков работы в команде.
Воспитательные:
- Воспитание волевых и трудовых качеств;
- Воспитание внимательности к деталям, связанным с программированием и работе с электроникой;
- Воспитание уважительного отношения к товарищам, взаимопомощи.
В результате реализации программы, обучающиеся должны знать:
- Составляющие набора L“КЛИК”;
- Названия основных деталей конструктора;
- Программное обеспечение “КЛИК”;
- Работу основных механизмов и передач.
Должны уметь:
- Работать с программным обеспечением “КЛИК”;
- Собирать простые схемы с использованием различных деталей “КЛИК”;
- Собирать динамические модели;
- Работать в группе.
1.3 Содержание программы
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с общеобразовательной программой.
2. Обзор набора “КЛИК”
Теория: Основные детали, их характеристики, области применения. Электроника. Практика: Подключение смартхаба к компьютеру
3. Программное обеспечение “КЛИК”
4. Теория: Обзор программной среды “КЛИК”
Практика: Программирование в среде “КЛИК”
5. Сборка конструкции «Майло»
Теория: Обзор схемы. Изучение механизмов
Практика: Сборка и программирование схемы «Майло»
6. Создание мультимедийных презентаций с помощью программы MS Power Point
Теория: Способы созданий мультимедийной презентации. Оформление. Добавление в презентацию различных эффектов
Практика: Создание мультимедийной презентации
7. Работа над проектом «Тяга»
Теория: Изучение предметной области. Оформление проекта.
Практика: Сборка и программирование схемы. Создание мультимедийной презентации. Защита проекта
8. Работа над проектом «Скорость»
Теория: Изучение предметной области. Оформление проекта.
Практика: Сборка и программирование схемы. Создание мультимедийной презентации. Защита проекта
9. Работа над проектом «Прочные конструкции»
Теория: Изучение предметной области. Оформление проекта.
Практика: Сборка и программирование схемы. Создание мультимедийной презентации. Защита проекта
10. Работа над проектом «Метаморфоз лягушки»
Теория: Изучение предметной области. Оформление проекта.
Практика: Сборка и программирование схемы. Создание мультимедийной презентации. Защита проекта
1.5 Планируемые результаты
В результате работы по программе обучающиеся должны показать следующие результаты:
- личностные умения оперировать ранее полученными знаниями, сопоставлять, анализировать, делать выводы, применять полученные знания на практике; умения самостоятельно принимать решение и обосновывать его;
- мета предметные знания и умения осуществлять компьютерное моделирование с помощью современных программных средств; навыки коллективного творческого труда, умение работать в команде над решением поставленной задачи;
- развитие способностей творчески подходить к проблемным ситуациям;
- предметные расширение знаний об основных особенностях конструкций, механизмов и машин; умения самостоятельно находить и пользоваться информацией по естественным и точным наукам.
Результативность обучения будет проверяться опросами, выполнением практического задания.
Итоги по освоению программы подводятся в виде контрольной проверки полученных знаний в виде итогового практического задания.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимы:
- Кабинет лего
- Мебель по количеству и росту детей
- Компьютер с установленной операционной системой Windows/Linux;
- Наличие программы “КЛИК”
- Наличие сети Internet
- Наличие проектора
- Наличие конструкторов “КЛИК”
Информационное обеспечение
Программные средства:
- Операционные системы: семейства Windows/Linux; установленное приложение “КЛИК”
- Графический редактор Microsoft Paint;
- Программы-архиваторы;
- Клавиатурный тренажер;
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, текстовый процессор Microsoft Word, растровый графический редактор, программу разработки презентаций Microsoft Рower Point (полный пакет офисных приложений Microsoft Office);
2.1 Формы аттестации
Для определения результативности освоения программы используются следующие
формы аттестации: творческая работа (проект). В качестве творческой работы (проекта) учащимся лучше всего предлагать реальные конкурсные задания, т. е. те, которые
предполагают последующее внедрение. Задания такого типа позволяют учащимся ощутить качественно новый, социально значимый уровень компетентности, в результате чего происходит рост самопознания, накопление опыта самореализации, развитие
самостоятельности.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, журнал посещаемости, перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей. Формы
предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, готовая конструкция робота, защита творческих работ.
2.2 Оценочные материалы
Для определения достижения учащимися планируемых результатов используются следующие диагностические методики:
● Тестирование на знание теоретической и практической части.
Критерии тестирования:
- За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
- 18 баллов – высокий уровень освоения программы;
- 14-17 баллов – средний уровень освоения программы;
- 14 баллов – низкий уровень освоения программы.