МАОУ ООШ №66 Г. Томска
деревня Эушта, город Томск, Томская область
  • Профилактика асоциального поведения

    Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.

    Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи должно создавать комфортные, адекватные условия для развития школьников.

    Нормальное «здоровое» поведение у подростка подразумевает под собой взаимодействие подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его возможность гармоничной социализации в обществе. Под нормой принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни.
     
    Как правило, подросток, характеризующийся асоциальным поведением, имеет определенные личностные особенности:

    • несдержанность и агрессивность;
    • склонность к межличностным конфликтам;
    • упрямство;
    • нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения;
    • трудности социальной адаптации.

    Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах:

    Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера (стремление к изнасилованию).

    - В асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения у подростка, влекущее нарушение общественного порядка. Такое поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной опасности или не достижения им  возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще всего психологи замечают проявления в таком поведение в виде оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах.

    Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих проблем, ухода «в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия, анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.
    Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например,: трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие и т.д.

    Статистически выведено психологами, что чаще всего такое поведение возникает у подростков в семьях которых:

    • имеются психические отклонения или другие заболевания, последствия после болезней;
    • пристрастия к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе;
    • во взаимоотношениях между родителями существует неуважение друг к другу, враждебность к детям, невнимание;
    • нехватка отцовского воспитания по отношению к подростку;
    • имеют авторитарный способ воспитания, или, наоборот, наблюдается чрезмерная опека над подростком.

     

    Профилактические мероприятия, проводимые  в школе:

    1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, по вопросам асоциального поведения, является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.
    2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
    3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
    4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.

     
    Исследования ученых показали,  что современные дети испытывают:

    • потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
    • озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;
    • потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
    • готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

    В пропаганде здорового образа жизни используются следующие  мероприятия:

    беседы медработников по проблемам, которые выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;

    • беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;
    • встречи с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;
    • «уроки здоровья», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.

    5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.

    6. Профилактика наркомании и токсикомании.
    Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами полиции и здравоохранения, родительской общественностью.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике