МАОУ ООШ №66 Г. Томска
деревня Эушта, город Томск, Томская область
  • Профориентация обучающихся

    Профориентационная работа в школе

    Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

    Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

    В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителей директора по учебной и воспитательной работе, педагогом-навигатором, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, учителями-предметниками.

    Главные задачи по профориентации учащихся:

    • сформировать положительное отношение к труду;
    • научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
    • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
    • научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

    Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

    • Профессиональная информация.
    • Профессиональное воспитание.
    • Профессиональная консультация.

    Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
    Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.
    Профессиональное консультирование -  изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

    Принципы профориентации:

    1. Систематичность и преемственность - профориентационная работа ведется не только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
    2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
    3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
    4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
    5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

    Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека.

    Формы профориентационной работы в школе:

    Работа с учениками

    • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
    • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
    • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
    • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
    • Анкетирование учащихся.
    • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
    • Работа с родителями
    • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
    • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
    • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
    • Анкетирование родителей.
    • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
    • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
    • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).
    • Организационно-методическая деятельность
    • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
    • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

    Целевая аудитория: обучающиеся образовательных организаций системы общего образования; родители (законные представители); педагогические работники, организации.

    Основные федеральные и региональные документы (с активными ссылками)

    Региональные документы

    Профориентационный минимум

    С 1 сентября во всех школах Томской области внедрена единая модель профессиональной ориентации — профориентационный минимум, начиная с 6 класса.

    Профориентационный минимум — универсальный набор инструментов для проведения мероприятий по профориентации. Он позволяет рассказать учащимся о наиболее значимых производствах и открывает мир рабочих профессий. 

    Одним из блоков профориентационного минимума является проект «Билет в будущее», который реализуется по национальному проекту «Образование». В проекте принимают участие индустриальные партнеры, на базе которых проходят различные экскурсии, мастер-классы и профессиональные пробы.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике