Новизна, актуальность, социальная значимость
Развитие школьного музея актуально, т.к. направлено на усиление роли школьного музея как особой воспитательной среды, способствующей социализации личности школьника, формирующей у учащихся системную картину мира, позволяющую видеть «большое в малом». Музей предоставляет каждому ребенку равные права и возможности для развития своих творческих способностей и реализации себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее интересны. Развитие школьного музея социально значимо, т.к. школьный музей, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом в едином образовательном и воспитательном пространстве школы. Своеобразным центром, способствующим формированию исторического и гражданского сознания учащихся, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, дающим возможность прививать навыки специальной научнопрофессиональной деятельности – исследовательской, источниковедческой, поисковой, литературоведческой, музееведческой. При этом создаются условия для полноценного использования музейного пространства в образовательном и воспитательном процессе школы. Учебный курс предполагает изучение не только основ музейного дела, но и знакомство с экскурсоводческой деятельностью, правилами этикета, обучение грамотной и культурной речи, обучение основам исследовательской работы, практическое использование знаний, полученных на уроках информатики, истории, литературы, географии и др.
Цели и задачи:
Цель:
- формирование у подростков патриотического и гражданского сознания, средствами музейной и поисково-исследовательской деятельности,
- вовлечение учащихся через изучение истории и родного края, семьи, школы в научно – просветительскую деятельность школьного музея.
Задачи:
-
воспитывать у ребят чувство любви к Родине и гордости за свою страну, уважительное отношение к славному военному прошлому родного края, России;
- обучить экспедиционным методикам исследования традиционной культуры своего края, села;
- развить навыки экскурсионной деятельности;
- обучить описанию этнографической коллекции музейных экспонатов;
- собирать информацию о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, истории школы.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.