Этнокультурное воспитание.
Руководитель центра этнокультурного образования: Биккинина Лариса Амировна
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину.
Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.
Поэтому одним из важнейших направлений работы МАОУ ООШ №66 г.Томска, которая находится в историческом поселке г.Томска в д.Эушта , является реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения.
В воспитательной работе этнокультурный компонент реализуется через:
- духовно-нравственное и патриотическое воспитание, направленное на формирование ценностей, а также на возрождение исторической памяти и преемственности;
- закрепление и развитие сложившихся в школе традиций;
Наиболее значимые события Эуштинского центра этнокультурного образования:
- Проведение семинара совместно с РЦРО на тему: «Реализация ФГОС НОО средствами этнокультурного образования и краеведческой деятельности. Опыт современной Эуштинской школы
- Участие на V Всероссийском съезде учителей татарского языка в г. Казань
- Участие во VI Всероссийском съезде учителей татарского языка в г. Казань (Асямова Алиса Зинатовна выступала с докладом «Реализация ФГОС НОО. Опыт современной Эуштинской школы»)
- Участие учеников школы на конкурсах и фестивалях по этнокультурному направлению на городском, областном уровне.
- Ежегодное участие во всех мероприятиях проводимых Областным государственным автономным учреждением культуры «Центр татарской культуры», ежегодно наши мальчики получают призовые места на конкурсе «Яшь батыр» (Молодые богатыри)
- Ежегодное проведение праздника, посвященного 8 марта. «Наши любимые бабушки» («Минен яраткан абием» ) ученицы начальной школы участвовали в конкурсах вместе со своими бабушками. Одним из основных заданий было заранее подготовить творческий номер и приготовить национальное блюдо, о приготовлении которого девочки рассказывали. (в прошлом году участвовали 16 бабушек и ученицы 1-4 класса).
- С 2015 года при школе организуется летний оздоровительный лагерь дневного пребывания «Радуга». В программе которого всегда включены этнокультурные мероприятия «Детский Сабантуй» , «Игры народов мира», для родителей и гостей устраиваются концерты, дети с удовольствием ставят номера, танцы разных народов. Поют песни на татарском языке.
- Ежегодно в дни летней площадки ЛОЛ «Радуга» проводили городское мероприятие «День открытых дверей» («Рахим итегез кунакка!») На мероприятии дети рассказывали об истории села, о национальной кухне, о культуре и традициях татарского народа. Для угощения гостей праздника, родители приготовили национальные блюда. Активное участие и помощь родителей, помогли провести замечательный праздник. Мамы вместе с детьми участвовали в концертной программе.
- Ежегодно на 9 мая в деревне проходит Бессмертный полк, ученики гордо несут портреты своих прадедов. Они со своими родителями проходят по деревне под песни военных лет, которые у нас поются на татарском языке. Дети подпевают, а в школе у памятника участникам ВОВ, проходит митинг и обязательно концерт подготовленный силами учащихся школы. Дети читают стихи не только на русском, но и на татарском языках.
- Активно работает краеведческое направление. На объединениях допобразования «Родники » и «Истоки» был собран большой материал об истории села и его жителях. Жители деревни активно отзываются на встречи с учениками. Бабушки с довольствием рассказывают детям, как они жили в старину. Делятся с учениками старинными вещами и семейными реликвиями.
- В марте 2017 года в школе официально открыт музей «Земля моих отцов».
- Дети много работают над исследовательской темой «История и культура каждого народа - жемчужина на ковре цивилизации». В октябре ученица 8 класса выступила на областной краеведческой конференции обучающихся общеобразовательных организаций «Татары приобья» Были награждены грамотой в номинации «Мои этнические корни».
- В различных формах в Эуштинской школе обучали детей родному языку. С 2017 года проводится курс внеурочной деятельности «Язык моих предков» . Дети изучают алфавит и начинают пробовать писать на татарском языке. Например, одно из заданий на дом - перевести русскую народную сказку на татарский язык. Дети с помощью бабушек и родителей переводят сказки на эуштинский говор языка сибирских татар и делают иллюстрации к ним. Дети с удовольствием занимаются в объединении.
Результаты, эффекты и проблемы деятельности Центра этнокультурного образования.
На протяжении ряда лет в школе сложилась определенная система работы с родителями. Одновременно с традиционными родительскими собраниями, заседаниями родительских комитетов организована работа с целью педагогического просвещения родителей.
Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия.
Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. Поэтому в нашей практике приоритетными стали дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям. В соответствии с этими подходами работа с родителями строилась по следующим направлениям: изучение семей, информирование родителей, просвещение родителей, консультирование родителей, обучение родителей, совместная деятельность педагогов и родителей.