Рабочая программа смены лагеря с дневным пребыванием детей
Направление: комплексное
Возрастная категория участников: 6,5-17 лет
Введение
Профильная смена Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи Движение Первых (далее - Движение Первых, Движение) «Время Первых» выступает одним из инструментов реализации в подростковой среде целей, принципов и предмета деятельности Движения, зафиксированных в его Уставе.
Наряду с основными активностями, реализуемыми в рамках направлений Движения, профильная смена «Время Первых» призвана популяризировать Движение Первых в подростковой среде и способствовать увеличению количества подростков, вовлеченных в деятельность Движение Первых.
Профильные смены «Время Первых» были реализованы во всех субъектах Российской Федерации в рамках оздоровительной кампании 2025 года при поддержке Движения. Такая смена для большинства ее участников станет первым опытом знакомства с Движением, ее программа выстраивается как образ, модель самого Движения и предполагает, с одной стороны, интенсивное погружение участников в содержание деятельности Движения, с другой стороны, постоянную рефлексию себя и своей команды в содержании программы.
Профильная смена «Время Первых» рассматривается также как важный элемент сетевого взаимодействия первичных и региональных отделений Движения Первых. Подростки - участники профильной смены - рассматриваются как целевая аудитория первичных и региональных отделений Движения; их инициативы, проектные идеи или локальные проекты обязательно должны быть рассмотрены на уровне первичного отделения и/или местного отделения Движения.
Актуальность программы «Время Первых» заложена в следующих ее качествах:
Социальная полезность - у детей формируются навыки содержательного досуга, здорового образа жизни, коммуникативные навыки. Содержание образовательной программы лагеря дает ребенку возможность социального самоопределения.
Многообразие направлений деятельности - образовательная программа лагеря предлагает весь спектр видов деятельности детского сообщества, как индивидуальных, так и коллективных. Каждый воспитанник получает возможность неоднократно испытать ситуацию успеха, повысить свою самооценку и статус.
Свободный выбор вида деятельности - профиль деятельности выбирается ребенком самостоятельно, в соответствии с его интересами, природными склонностями и способностями.
Программа смены "Время Первых" – комплексная универсальная программа, направленная на раскрытие и реализацию способностей учащихся в творчестве, в спорте, в социальной сфере и других направлениях. Программа смены «Время Первых» помогает ребенку решить проблему самоопределения, каждый может попробовать себя в разных областях, переключаясь с одного вида деятельности на другой в рамках смены.
Идея программы: организация игровой модели смены в целях популяризации «Движение Первых» среди участников летней оздоровительной смены.
Цели и задачи программы
Цель программы «Время Первых»: создание условий для организации активного познавательного отдыха несовершеннолетних через популяризацию деятельности Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых».
Задачи:
- Активизировать интерес ребёнка к дальнейшему участию в проектах Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых».
- Содействовать развитию у участников смены самостоятельности, инициативы, творческих способностей, лидерских, организаторских возможностей у несовершеннолетних.
- Способствовать формированию у детей мотивации к участию в жизнедеятельности детского коллектива.
- Содействовать формированию системы ценностей, нравственного фундамента, чувства патриотизма, гражданственности, правовой культуры, навыков здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты в ходе реализации программы лагерной смены:
- Организация полноценного отдыха детей; общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
- Ознакомление участников смены с деятельностью РДДМ «Движение Первых»;
- Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний.
- Развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы.
- Личностный рост участников смены, реализация склонностей и способностей в различных видах деятельности.
- Развить навыки управления и взаимопомощи в ходе деятельности разновозрастных отрядов.
- Снижение роста негативных социальных явлений среди детей и профилактика дорожно-транспортного травматизма.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на детей 6,5 – 15 лет, среди которых и участники первичного отделения «Движения Первых» МАОУ ООШ №66 г.Томска (в т.ч. «Орлята России»). Оптимальное количество детей в отряде – до 20 человек. Запланировано 2 отряда.
Логика реализации программы смены: этапы, формы работы, ключевые дела
Процесс раскрытия содержания программы смены представляет собой последовательность следующих этапов.
Этап 1. Первый день смены - старт смены. День Первооткрывателей. Основными целевыми установками данного дня являются выявление представлений участников смены о Движении, с которыми они приехали на смену, знакомство с ними либо расширение этих представлений (миссия, ценности, содержание деятельности), презентация архитектуры смены, в которой каждый отряд и каждый участник сможет увидеть пространство для реализации своих возможностей и интересов, обмена опытом в социально значимой деятельности, точки роста в направлениях Движения и т.д. Также на данном этапе создается позитивный эмоциональный настрой на смену и активное участие в событиях отряда и детского лагеря.
Этап 2. Второй - шестой (девятый) дни смены. На данном этапе реализуется марафон «Креативный вызов: узнай и прокачай», в ходе которого происходит интенсивное погружение в деятельность Движения Первых на уровне отрядной деятельности. Каждый день марафона предполагает определенную последовательность событий. Знакомство с направлениями деятельности Движения происходит через систему вызовов, которые отряд выполняет в течение всего дня, результаты своей работы представляет на вечернем общелагерном сборе, анализирует проделанную работу на общелагерном и отрядном уровне.
Этап 3. Седьмой (десятый) день смены - завершение инвариантной части программы смены. День Перспектив. Целевыми установками дня является организация групповой и индивидуальной рефлексии участников смены, которая позволяет им осмыслить, какие изменения произошли с ними в течение смены, чему они научились, какие возможности предоставляет Движение для реализации потенциала каждого. Также этот день является отправной точкой для дальнейшего включения участников смены в деятельность Движения: они формулируют свои цели, выстраивают план дальнейших действий вместе с Движением. На данном этапе задается позитивный эмоциональный настрой на новые встречи и совместные проекты уже в рядах Движения.
Каждый день начинается со «Старта дня», задающего эмоциональный настрой и знакомящего с программой дня. Завершается «Старт дня» всегда одинаково - речовкой-перекличкой:
«Я в Движении - Мы в Движении!
Мы в Движении - всегда в Движении!»
Этапы реализации программы
«Движение Первых» - программа смены лагеря с дневным пребыванием детей включает в себя следующие этапы:
Подготовительный этап – первый день смены.
- Тестирование. Прослушивание, просмотр ребят с целью выявления наиболее ярко выраженных индивидуальных способностей для профильной ориентации.
- Работа с родителями. Предварительная рекламная акция проекта. Разъяснительная работа по фабуле предстоящих событий в тематической смене.
- Формирование организационной структуры лагеря (деление на отряды, выбор лидеров, членов обществ, формирование Совета Лагеря и т.д.).
- Формирование законов и условий совместного пребывания в лагере, подготовка воспитанников к дальнейшей деятельности по программе;
- Игры на знакомство, сплочение коллектива, образование и обустройство отрядов, распределение ролей;
- Законы совместной деятельности, критерии результативности работы отрядов на протяжении лагерной смены;
- Знакомство с режимом работы лагеря и правилами. Основной этап – основные дни смены. Выполнение задач смены. Учебные занятия.
- Погружение в программу лагеря.
- Серия мероприятий образовательного модуля:
- киноуроки;
- хронологический журнал;
- игровая модель проведения смены;
- развлекательные мероприятия тематической направленности: викторины, тренинги, квизы, квесты с различными лотациями.
- хронологический журнал «История развития Движения Первых в России»
- программа «Таких берут в Движение Первых» (Вестник правовой культуры)
- Чередование практических и теоретических дисциплин.
- Использование элементов проектной деятельности. Просветительская, спортивно-оздоровительная работа.
- Регулярные конкурсные встречи, товарищеские матчи различных детских объединений лагеря.
- Обмен информацией.
- Модуль социокультурный.
- Выступления перед аудиторией.
Заключительный этап – последние дни смены. Подведение итогов.
- Творческий отчет в форме «фестиваля достижений».
- Подготовка фотоальбома, слайдовой презентации.
- Анкетирование участников лагеря, с целью информационно-аналитического изучения потребностей и возможной координации действий организационной группы лагеря в дальнейшей работе. Выпуск методических пособий, рекомендаций.
- Письменное оформление желания в дальнейшем заниматься в кружках, объединениях дополнительного образования ОО.
Постлагерный этап смены (июль-октябрь). Анализ результативности программы
- формирование отчетных материалов;
- участие в городских, региональных, всероссийских международных конкурсах и конференциях.
Тематическая смена будет реализована через:
- серию мероприятий образовательного модуля,
- киноуроки;
- хронологический журнал «История развития РДДМ «Движение Первых»;
- игровую модель проведения смены;
- развлекательные мероприятия тематической направленности: викторины, тренинги, квизы, квесты с различными дотациями.
Задания на локациях будут самими различными, здесь будут и цитаты из книг и фильмов, разгадывания кроссвордов. Каждый новый день в лагере переносит детей в определенную локацию, по которой они путешествуют. Только разгадав все загадки и пройдя все испытания, дети смогут «пройти через тернии». Локации в путешествии настолько обширны и реалистичны, насколько бесконечна фантазия талантливых педагогов-организаторов, которые будут создавать атмосферу радости познания нового и чуда погружения в игру. На мероприятиях «Общий сбор Первых», «Хронологический журнал» будут звучать темы из истории, где говорится о значении роли детей в ВОВ, в современном мире.
Самым важным в работе педагогического и детского коллективов является сохранение жизни и здоровья, поэтому в лагере будут оформлены:
Уголок по обеспечению безопасности жизнедеятельности включает в себя:
- Правила поведения в лагере.
- Памятка для родителей.
- Правила пожарной безопасности.
- Правила поведения детей при прогулке.
- Памятка «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
- Основные причины детского дорожно-транспортного травматизма.
- Безопасные маршруты в лагерь и обратно домой.
- Сигналы тревоги и действия при экстренной эвакуации из здания.
- Опасность обращения с взрывоопасными предметами.
- Действия на улице в экстремальной ситуации;
- Оказание первой помощи и др.
Оформление отрядов
Здесь огромное поле деятельности как для воспитанников лагеря, так и для воспитателей, вожатых. Необходимо дать волю детям в изобретательстве и творчестве и можно быть уверенным, что отрядные комнаты будут выглядеть ярко и необычно.
Уголок отряда.
- Календарь.
- План на смену
- Наши достижения.
- Важная информация «Скоро в отряде»
- Наше настроение
- Законы отряда «Это должен каждый знать обязательно на «пять»
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Из числа работников МАОУ ООШ №66 г.Томска приказом директора назначаются: начальник лагеря, воспитатели.
Должность | Требования, основной функционал |
Начальник лагеря | Навыки организации работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. |
Воспитатель | Руководство деятельностью отряда, отрядных вожатых. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- В помощь организатору детского оздоровительного лагеря. – М.: Московское городское педагогическое общество, 2018. - 120 с.
- Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2013
- Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 2008.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю.,Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2020.
- Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2017
- Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2017 г.
- Соколова Л. Необычные праздники дома, в школе и во дворе Новосибирск. 2020.
- Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И. Лобачева: ВАКО, 2020 г.
- Сборник сценариев массовых мероприятий. В помощь учителю в пропаганде экологических знаний». Бишкек, 2019.